Киев уже похоронил крупнейший порт Украины

Война в Донбассе, проблемы в украинской экономике и нежелание Киева заниматься проблемами развития логистики в стране уже привело к тому, что один из крупнейших портов в стране стремительно превращается из серьезного транспортного узла в бесполезный объект, который вскоре невозможно будет восстановить. Речь идет о порте Мариуполя, который находится на территории Донецкой области, подконтрольной украинской армии.

Почему логистику региона можно смело «хоронить»?

Чтобы понять, насколько все плохо, достаточно посмотреть на статистику последних лет. В 2014 году обороты порта за 12 месяцев составляли 13,003 млн тонн грузов. Уже в 2017 году оборот грузов в порте снизился до 6,514 млн тонн. Самое печальное, что до войны в 2014 году у Мариупольского порта были весьма неплохие перспективы. Ещё в 2000-х годах было реконструировано 7 причалов, построено 22 тысячи кв. м. складских площадей для контейнеров, введено в эксплуатацию 8 портальных кранов грузоподъёмностью от 40 до 500 тонн. Это при том, что остальные 19 портов Украины приобрели всего 6 портальных кранов.

 

Теперь же, как справедливо отметил в комментарии для Новостного агентства «Харьков» политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов, перспективы порта в Мариуполе под властью Украины совсем нерадостны. Примечательно, что основные поставщики порта находятся именно в Донбассе. Мало того, что Киев развязал гражданскую войну против жителей ЛНР и ДНР, так в начале 2017 года украинская власть решила ввести ещё и экономическую блокаду Донбасса. 

«Значительно изветшала вся инфраструктура порта и прилежащих территорий, начиная от единственного изношенного 60-летнего ледокола, необходимого для работы порта в зимний период, и заканчивая разрушенными путями железнодорожного сообщения до угольных шахт и глиняных карьеров. Поэтому для того, чтобы порт начал приносить Киеву прибыль, в него должны быть вложены большие финансовые ресурсы, которые «отобьются» еще весьма нескоро», — подчеркнул эксперт.

Олег Иванов уверен, что в этой связи мариупольский порт Украине с экономической точки зрения не так уж и нужен. Куда важнее он для ДНР и ЛНР, ведь Донбасс практически изолирован от остального мира, у него нет даже железнодорожного сообщения с Россией. Для ДНР Мариуполь – важный стратегический и транспортный узел, которым был, например, в 2015 году город Дебальцево. 

«На мой взгляд, если в марте к власти не придет более гибкий президент, с которым можно договориться, если не по политическим, то хотя бы по экономическим вопросам, открыть торговлю между Украиной и республиками Донбасса, то в ближайшие годы Мариуполь войдёт в состав ДНР. В случае активизации боевых действий украинской стороной именно Мариуполь в силу вышеназванных причин может стать основным направлением для контратаки со стороны армии ДНР», – считает политолог.

Зачем восстанавливать? Все равно там война и нестабильность

По мнению члена правления «СЭЦ Модернизация» Артёма Юдкина, потенциал Мариупольского порта во многом остается нереализованным с позиции наращивания грузопотока с Южной Европой и как определенный перевалочный пункт в трансъевропейском транзите.

«Усилия украинского государства по модернизации инфраструктуры порта покажут свой результат только в 2019 г., когда будет сдана первая очередь нового зернового терминала. Но результативность будет зависеть от согласования на межгосударственном уровне вопроса о безопасности в Азовском море. Мариупольский порт сегодня – это пример негативного результата нерешенных проблем в международных торговых отношениях, которые испытывают на себе негативное влияние политической борьбы», – поделился своим мнением с редакцией НА «Харьков» эксперт.

Значит ли это, что Киев ради идеологии готов пожертвовать большим транспортным узлом, как и всей логистикой в регионе? По словам ведущего эксперта Центра политического анализа Михаила Захарова, порт уже откровенно загибается

«Основная проблема Мариупольского порта в том, что судовладельцы предпочитают другие порты, отчасти из-за реальных или воображаемых рисков. Киев так просто заставить их заходить именно в этот порт вряд ли сможет».

Почему при этом украинская власть даже не пытается бороться за Мариупольский порт, скажем, как за украинский транзит газа в условиях постройки «Серверного потока-2»? Михаил Захаров считает, что всему виной политические цели, которые ставит перед собой Украина:

«Блокада Донбасса в 2017 году довольно неприятно ударила по объёмам, однако Киеву не очень интересно вкладываться в порты и в экономику страны, там больше война в голове». 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ