Покупателей заставят родину любить

В 2019 году интернет-ретейл России ожидает провал: из-за роста НДС и снижения порога беспошлинной торговли покупка товаров за рубежом резко подорожает. Россиянам придется переключаться на отечественную продукцию.

Интернет-торговля товарами повседневного спроса в России в 2018 году выросла на 32,2%. Прежде всего, потому, что россияне стали гораздо чаще, чем в 2017 году, наполнять виртуальные корзины продуктами питания (см. «Рост рынка онлайн-торговли товарами повседневного спроса в 2018 году»). Крупнейшие сети сразу отреагировали на изменение спроса: онлайн-магазины, которые до сих пор торговали только непродовольственными товарами (Ozon.ru, Wildberries, «Юлмарт», «М.Видео», «Комус» и др.), выложили на интернет-полки еду, отмечают аналитики исследовательской компании «Ромир». Активизировались во всемирной паутине и офлайн-ретейлеры: Auchan, Х5 «Азбука вкуса», «О’Кей» и т.д.

Рост рынка онлайн-торговли товарами повседневного спроса в 2018 году. Источник: Ромир.

 

Успеть до повышения

Эксперты Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) отмечают, что общий рост онлайн-торговли в 2018 году составит 20%, превысив 1,25 трлн рублей. В 2017-м темпы роста были куда скромнее — всего 13% (оборот 1,04 трлн рублей).

Например, AliExpress сообщил, что «черную пятницу» (11 ноября 2018 года) спрос на товары этой площадки был в три раза больше, чем в 2017-м.

Население спешит скупить все, что можно, до вступления в силу изменений законодательства РФ, которые сделают интернет-покупки куда менее привлекательными, чем сейчас, поясняют эксперты. Так, с 1 января 2019 года в России вырастет НДС (с 18% до 20%), в итоге подорожают все товары — на 1,5-2% по оценке руководителя направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александры Суслиной.

Члены АКИТ уже объявили «налоговые каникулы» на первые 10 дней 2019 года: они обещали не перекладывать на покупателей подорожание товаров в связи с ростом НДС, если доставка выпадет на этот период. Правда, в начале года население еще слишком занято новогодними салатами и фейерверками, поэтому редко заказывает товары в интернете. Торговцы оценили размер своей матпомощи покупателям в 400 млн рублей.

Рост НДС коснется продаж как в зарубежных, так и в отечественных интернет-магазинах. Но расходы на доставку по России ниже, к тому же местные покупки меньше зависят от колебаний курсов доллара и евро. Поэтому внутренняя торговля меньше пострадает от нововведения.

Объем рынка интернет-торговли в России. Источник: АКИТ.

Пошлины стимулируют импортозамещение

Ударит по онлайн-ретейлу и другое законодательное нововведение — снижение порога беспошлинного ввоза товаров в Евразийский экономический союз. Сейчас с россиян не взимают пошлину, если они покупают в интернете товары стоимостью до €1 тыс. (75,4 тыс. рублей по текущему курсу) и весом до 31 кг в месяц. А с нового года беспошлинную планку снизят до €500 в месяц (37,72 тыс. рублей). Пошлина составит 30% от всего, что выше этой суммы. Или, если имеется превышение по весу, то по €4 за каждый лишний килограмм. С 2020 года порог опустят до €200.

На покупку товаров в заграничных онлайн-магазинах приходится около 500 млрд рублей ($8,94 млн), подсчитал Центробанк России. Только 1,7% из них дороже €500, говорят в АКИТ. Правда, имеется в виду стоимость одной покупки, эксперты не считали, сколько покупателей превышают лимит в €500 за месяц. Новые правила уплаты пошлин могут коснуться покупок примерно на 9 млрд рублей в год.

Структура рынка интернет-торговли в России. Источник: АКИТ.

Еще один фактор, который повлияет на интернет-торговлю, — ускоряющаяся инфляция. Минэкономразвития прогнозирует рост потребительских цен в первом полугодии наступающего года на 5,5-6% против 4% в 2018-м. Это снизит покупательскую активность населения.

К тому же пока непонятно, как поведут себя иностранные продавцы — не введут ли новых санкций в отношении России в связи с захватом украинских военных кораблей в Керченском проливе в ноябре 2018 года. Или по какому-нибудь другому поводу.

В итоге в 2019 году рост онлайн-ретейла существенно замедлится, и драйвером его станут покупки не в зарубежных, а в российских интернет-магазинах, полагают в АКИТ.

Структура зарубежных покупок в интернет-магазинах гражданами России. Источник: АКИТ.

Стоимость одной покупки гражданами России в зарубежных интернет-магазинах. Источник: АКИТ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ