Половым акционерам посвящается


«Дорогие мама и папа, пишет вам ваш сын Федор из далекого Шаолиня. Недавно я обрел просвещение и отказался от оценочного восприятия, так что дела у меня никак»

                                                  Вместо эпиграфа: «Акцио Тандерболт!» (Г.Поттер, Полное собрание сочинений, т.3 стр.287. Москва,2007, Детпедгиз)

 

Партайгеноссе, капитализация — всего лишь очередной бумажный показатель, почти ни на что в реальном мире не влияющий. Это — СЕГОДНЯШНЯЯ стоимость ВСЕХ 100% акций компании, обращающихся на бирже. Это стоимость покупки ее сегодня, буде найдется желающий сделать это. Это — всего лишь один из параметров, KPI по которым иногда (чаще — сдуру) оценивается эффективность менеджмента компании.

Ну, естественно, понабежали мудаки читатели — один сетует на то, что Газпрому еще до того далеко, другой призывает не платить Микрософту… Давайте внесем ясность: все контракты мелкомягких в России идут в конечном итоге через московский оффис MS. Он, конечно, уже разросся с тех 12 человек, с которых рыжий Клайв начинал где-то в 1992, обороты, прямо скажем, другие. Но этот московский оффис платит в России все налоги: с продаж и пр., причитающиеся по законодательству (по крайней мре, обязан — как и любая другая компания, западная или местная).

Рост же цены акций Микрософта, Алфабета (который Гугль), Амазона да гнилого яблока свидетельствуют не только о рыночном успехе (имея в виду IT рынок, а не биржевой, где их акции крутятся) — они свидетельствуют большей частью о том, что их акции сегодня представляются биржевым игрокам (т.н. «инвесторам» — см. https://aftershock.news/?q=node/748938) то ли выгодным вложением капитала, то ли безопасным убежищем для их денег. Желающие могут просто проверить зависимость цены акций от показателей компании (в смысле ревени), она отнюдь не линейна.

Потому рост капитализации вполне может отражать что угодно — только не то, о чем вы думаете. Например, рост очередей к шлюпкам на «Титанике» в какой-то момент отнюдь не означал пробуждение интереса к морским экскурсиям на маломерных судах. И еще — сколько стоили акции МММ (а она ж вообще ничего не производила) в динамике по годам до того, как Леня Голубков купил жене сапоги?

Отож. От такая, пмаеш, загогулина, малята.

И еще одно — тут где-то проходили чьи-то интересные рассуждения про стоимость основных фондов (сейчас не найду). Очень верно, но все в меньшей и в меньшей степени применимо как раз (в частности) к IT-индустрии.

Это даже не IPR (хотя патенты денег стоят)… Вряд ли кто здесь помнит, когда Xerox был единственным защищенным потавщиком фотокопиров. У компании НЕ БЫЛО ПРОДАВЦОВ, понимаете? Не было дистрибьюторов, сэйлз-менагеров и пр. У нее были только order takers — клерки, оформляющие заказы. Ровно до тех пор, пока срок действия патентов не кончился, а с ним кончилась и лафа, потому что Canon стрельнул как из пушки.

И это даже не совсем goodwill, хотя это уже ближе.

Давайте я так просто объясню: это как мастерская Леонардо да Винчи и по соседству — малярная по покраске каменных заборов имени Джульетты братьев Ромео и Меркуцио. В первой — МАСТЕР, его педагогическая школа, ученики, начинающие с растирания красок, которым потом доверяют подмалевку, потом какой-нибудь хвост лошади на полотне исполнить, а через годы сами становящиеся мастерами. Рядом — качественно красят заборы, стены, дуваны и т.д. Если сравнивать по головам народа, по килограммам краски, количеству кистей и ведер и т.п. assets — конечно, у маляров показатели выше. По обороту — бог весть, могу себе всякое представить. Брэнд лучше, конечно, у Леонардо — но только среди богатеев, заказывающих портреты. А вот мэрия, решившая крепостные стены покрасить — конечно, предпочтет маляров. Ну и след в истории, конечно, оставит первый, а не вторые.

Поэтому не всегда можно доверять чистым цифрам, без понимания что за ними в реальности стоит и — без видения общей картины, и использовать их для лобового сравнения. Этому меня научил один клиент и друг на примере работы с IDC Europe. Thankyou, Terry.

Это так, в общих чертах.

Всегда ваш.

 

Авторство: 

Авторская работа / переводика

Комментарий автора: 

 ЗЫ. Сегодня где-то проходило — Почта России закупает 30 000 лицензий «Свободного оффиса».
Ну что тут сказать? «Правильной дорогой идете, товарищи!» (ц)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ