Деньги для среднего бизнеса: Акционирование вместо займов

Константин Шабалин – гендиректор краудинвестинговой площадки StartTrack

Банковские кредиты и займы остаются основным источником финансирования для малого и среднего бизнеса в России. Акционирование для сегмента МСБ остается экзотикой, да и инвесторы не торопятся входить в капитал молодых компаний. Почему так происходит и как это изменить?

Поиск финансирования для дальнейшего развития бизнеса – главная головная боль даже для владельца состоявшейся компании. В России из-за неразвитого рынка капитала компании малого и среднего бизнеса (МСБ) по большей части могут рассчитывать лишь на собственные средства или использовать заемные деньги. Такая форма привлечения средств бизнесом, как акционирование компании, в сфере МСБ развита очень слабо.

По данным ФНС, среди юридических лиц в России наиболее распространенной формой регистрации компании является общество с ограниченной ответственностью (ООО) – на начало 2018 года в формате ООО работало 96,5% из 3,73 млн действующих коммерческих организаций страны. Среди компаний с годовым оборотом от 120 млн до 2 млрд рублей, на которые распространяется понятие «малый и средний бизнес», доля ООО и вовсе приближается к стопроцентной. В то же время такая организационно-правовая форма, как АО, максимально удобная для привлечения капитала и продажи инвесторам акций компании, в сегменте МСБ практически не востребована: акционерных обществ (АО) в России создается лишь чуть более тысячи в год. За последние 15 лет число новых АО не достигло и того уровня, что существовал на начало 2002 года.

Наверное, можно было бы смириться со всем этим, если бы банковское кредитование исправно выполняло свою стимулирующую функцию в развитии МСБ. Но объем кредитного портфеля банков в этом сегменте, по данным ЦБ, не растет последние 5 лет, в конце 2017 года достигая лишь уровня конца 2011-го – около 5,5 трлн рублей. В краудинвестинге, представляющем собой альтернативу банковскому кредитованию, ситуация не лучше. Из 1,8 млрд рублей, привлеченных в 2017 году компаниями МСБ через краудинвестинговые площадки, по нашим оценкам, более 90% финансирования приходится на долговые инструменты. Так, за 3 года площадка StartTrack привлекла в капитал компаний МСБ не более 250 млн рублей из общего оборота в 1,5 млрд рублей.

По моему мнению, подавляющая закредитованность – один из главных факторов, не позволяющих малому и среднему бизнесу развиваться. Кредиты, по сравнению с акционерными финансированием, это очень дорогой и неудобный способ привлечь средства на развитие. Наш опыт в StartTrack по организации займов для предпринимателей показывает: стоит молодой компании один раз взять в долг даже небольшую сумму, не более 10% от своего годового оборота, и под небольшой процент, в пределах 15-18% годовых, она попадает в заколдованный круг. Через год, когда приходит время вернуть тело займа, владельцу компании, даже если она успешно развивалась последний год, ничего не остается, кроме как идти на новый круг поиска финансирования. Потому что изъять из оборота сумму, сравнимую с месячной выручкой для возврата прошлогоднего долга, означает резкое замедление и даже смерть для бизнеса. Кроме того, стоимость обслуживания займа или кредита в 15% годовых, не самого дорогого по нынешним временам, ложится тяжелым бременем на молодую компанию, резко ограничивая потенциал ее роста. А ограничения, налагаемые кредитором на залоги, лишает владельца бизнеса возможности гибко управлять своим имуществом, реагируя на конъюнктуру рынка.

Понятно, что причины всему этому – на поверхности: найти инвестора, готового войти в капитал компании, не обладающей миллиардными активами и оборотами, очень сложно. Да и сами предприниматели, как показывает практика, не особо горят желанием делиться контролем над своим бизнесом. Но, самое главное, им этого никто и не предлагает. Складывается впечатление, что вся инфраструктура юридических и финансовых услуг, обслуживающая малый и средний бизнес в России, «заточена» под другое – максимально быстро зарегистрировать компанию и нагрузить ее заемными средствами, преимущественно в виде банковских кредитов. От этого страдает не только бизнес, но и вся экономика страны, не в полной мере использующая такой эффективный источник роста, как акционерный капитал.

Ситуация должна измениться, акционерный капитал рано или поздно потеснит займы и банковское кредитование в финансировании компаний МСБ. Но для этого в предпринимательской среде должно появиться понимание, что привлечение акционерного капитала – это не потеря контроля над бизнесом, а прежде всего эффективный и недорогой источник финансирования, позволяющий с меньшими издержками развивать бизнес и обходить конкурентов. Инвесторы же должны понять, что вхождение в капитал дает им больше возможностей, чем заемное финансирование. Тем более что с точки зрения законодательства к росту акционирования в МСБ все готово.

Поправки к законодательству об акционерных обществах, принятые в последние годы, сделали отношения инвесторов и бизнеса более сбалансированными. Так, в результате прошлогодних изменений менеджмент и основной собственник компании в значительной степени были ограждены от гринмейла. В свою очередь миноритарные инвесторы через владение различными типами привилегированных акций (введенных соответствующими поправками в 2015 году) получили защиту от злоупотреблений менеджмента с выводом активов и невыплатой дивидендного дохода. Внимательное изучение акционерного законодательства позволяет утверждать, что организация бизнеса в виде АО вместо привычного предпринимателям ООО уже сейчас способна дать инвесторам гораздо большую гибкость по выходу в нужный момент из капитала компании, а основному владельцу бизнеса – по привлечению новых инвестиций при сбалансированном учете интересов всех собственников и инвесторов. Дело за малым – в изменении стереотипов и практики работы юристов и инвестконсультантов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ