«Дочка» Новороссийского порта пожаловалась в ФСБ на задержку грузов

«Новорослесэкспорт» (НЛЭ), одна из компаний крупнейшего в России портового оператора Новороссийский морской торговый порт (НМТП), просит управление ФСБ по Краснодарскому краю проверить законность действий регионального управления Россельхознадзора. Письмо за подписью гендиректора НЛЭ Дмитрия Корчнева на имя начальника регионального УФСБ Игоря Колосова было отправлено 24 декабря, его копия есть у РБК. Еще одно письмо по этой теме НЛЭ направил главе Минтранса Евгению Дитриху, сообщал ТАСС.

В письме руководство портового терминала жалуется на «неправомерные» и «противоречащие требованиям действующего законодательства» действия должностных лиц управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Адыгее: с 24 декабря 2018 года служба отказывалась проводить досмотр импортных подкарантинных грузов на территории, о чем уведомила НЛЭ в конце прошлой недели.

Какие грузы проходят через «Новорослесэкспорт»

По данным Федеральной таможенной службы, за год причалы АО «Новорослесэкспорт» переваливают около 16 тыс. рефрижераторных контейнеров со скоропортящейся продукцией объемом 400 тыс. т. Речь идет о такой скоропортящейся растительной продукции, как цитрусовые, гранаты, томаты, салат, перец, картофель. Фрукты и овощи поступают в НЛЭ в контейнерах из Египта, Израиля и Турции для перевалки и далее следуют в крупнейшие торговые сети Краснодарского края, Московской области, Санкт-Петербурга и других городов.

В Минтранс письмо поступило и рассматривается, сообщили РБК в министерстве. ​В ФСБ и УФСБ России по Краснодарскому краю на запрос РБК на момент публикации не ответили.

В настоящее время НМТП предпринимает все необходимые действия для возобновления обработки всех категорий грузов на территории терминалов АО «НЛЭ», сообщили РБК в пресс-службе НМТП.

Почему отказались досматривать овощи и фрукты

«Россельхознадзор осуществит досмотр тех партий, которые уже выгружены в указанный морской пункт, однако полноценная работа в части фитосанитарного контроля не может быть возобновлена, пока ПАО «НМТП» не будут созданы необходимые для нее условия», — говорится в сообщении ведомства.

Причиной отказа Россельхознадзора проводить досмотр поступающих в порт Новороссийска подкарантинных грузов стало не соответствующее требованиям оснащение фитосанитарного контрольного поста. Нарушения, зафиксированные в акте обследования НЛЭ от 28 ноября (есть у РБК), следующие: на крытой рампе для проведения досмотра отсутствовало достаточное освещение в вечернее и ночное время, лестница для подъема инспектора на рампу не соответствовала требованиям техники безопасности, в фитосанитарном модуле не работали телефон и кондиционер, навесы для досмотра и разбора проб подкарантинной продукции у модуля отсутствовали, как и площадка с оборудованием для обеззараживания транспортных средств и подкарантинной продукции и т.д. Проводить досмотр Россельхознадзор отказался «до устранения недостатков».

Претензии к морскому порту Новороссийска и терминалу НЛЭ возникают не первый год, отмечает официальный представитель Россельхознадзора Юлия Мелано. По данным ведомства, через этот терминал в Россию поступают партии растительной продукции «высокого фитосанитарного риска» из стран, где широко распространены карантинные для России и ЕАЭС объекты (это может быть, к примеру, опасное насекомое или растение). Только за 2018 год в порту Новороссийска было более 1 тыс. случаев выявления карантинных объектов. В Россельхознадзоре подчеркивают, что с 2015 года не раз уведомляли оператора НМТП, что не могут осуществлять фитосанитарный контроль поступающей продукции в полном объеме из-за отсутствия необходимых условий в терминале. Проведенное в 2018 году обследование терминалов морского порта Новороссийска выявило нарушения требований к материально-техническому оснащению и обустройству фитосанитарных контрольных постов: отсутствие крытых сооружений для выставления контейнеров с подкарантинной продукцией на досмотр при неблагоприятных погодных условиях, а также помещений для круглогодичного карантинного фитосанитарного контроля транспортных средств. Кроме того, отсутствовали эстакады, холодильные камеры для хранения задержанной подкарантинной продукции, интернет и достаточный уровень освещенности для досмотра подкарантинной продукции при наступлении темноты.

«В июле мы направили очередное письмо, в котором уведомили, что будем вынуждены остановить досмотр подкарантинных товаров, если не будут устранены нарушения. Письма и обращения Россельхознадзора они игнорируют, до настоящего времени недостатки не устранены. И сейчас они ведут себя, мягко говоря, неподобающим образом», — отметила Мелано.

Чем грозит остановка досмотра сельхозпродукции в порту

В письме говорится, что к порту Новороссийска сейчас подходит семь судов, на борту которых около 1500 контейнеров со скоропортящейся продукцией. Эти продукты предназначены для сетевых гипермаркетов «Ашан», «Пятерочка», «Магнит», «Перекресток».

Отказ управления Россельхознадзора проводить контрольно-надзорные мероприятия подконтрольной продукции приведет к тому, что НЛЭ не сможет исполнить договорные обязательства перед крупнейшими розничными сетями, говорится в письме. Это, в свою очередь, влечет «риск создания дефицита сельхозпродукции в торговых сетях», «спекулятивный рост цен» на нее перед новогодними праздниками. При отсутствии возможности быстро заместить выпадающие объемы продукцией других производителей действия регионального управления Россельхознадзора создают угрозу социальной напряженности в нескольких регионах России.

Гендиректор НЛЭ просит краснодарское УФСБ и Минтранс проверить законность действий регионального управления Россельхознадзора, обеспечить бесперебойное осуществление Россельхознадзором фитосанитарного контроля при ввозе сельхозпродукции, в частности, обеспечить круглосуточный контроль на пункте пропуска на участке НЛЭ. Речь идет о скоропортящейся сельхозпродукции, поэтому проверку НЛЭ просит провести незамедлительно и в максимально короткие сроки, учитывая «социальную значимость последствий».

Руководство НМПТ было предупреждено о приостановке фитосанитарного контроля заранее, настаивают в Россельхознадзоре.

«Импортные товары для торговых сетей Х5 прибывают и оформляются во всех портах Новороссийска, в том числе в порту «Новорослесэкспорт», — сообщил РБК представитель Х5. — Часть овощей и фруктов, прибывших в этот порт, сегодня прошла фитосанитарный контроль, остальная часть ожидает оформления. Мы принимаем все возможные меры, чтобы минимизировать время нахождения продукции в порту».

РБК также направил запрос в розничные сети «Ашан» и «Магнит» — на момент публикации компании не ответили.

Авторы:
Елена Сухорукова, Людмила Подобедова.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ